Известняк – любимый камень фараонов - stroidoc.org.ua

Вся информация
о строительстве и ремонте

По вопросам размещения обзоров
adv@stroidoc.org.ua

Внешние работы | Всё о строительстве

Автор: Прораб
Категория:
1 1 1 1 1

естняку обязана не только столица Эстонии, но и все побережье Финского залива, где морской берег поднимается крутым известняковым уступом-глинтом (от финского — klint — обрыв). Все это напоминает о былом теплом море, где миллионы лет назад отлагались карбонатные остатки морских организмов, превратившихся потом в известковые слои.
Таким же зданием на известковой скале является знаменитый памятник Ренессанса — Судакская крепость в Крыму. Сложенная из необработанных крупных глыб серого известняка она выглядит не мрачно, а на удивление, романтично: серый южный известняк отличается мягким, светло-дымчатым тоном.
Как минеральный ресурс, известняки распространены повсеместно: в разновозрастных отложениях осадочного чехла Русской платформы, в скалистых горах Америки, горных массивах Крыма и Западной Европы. В горах Тянь-Шаня мощность известняковых слоев достигает нескольких километров. Как строительный материал известняк пользовался широкой популярностью еще со времен неолита. И не столько благодаря своей доступности, сколько податливости в обработке. Известняк — порода средней твердости, обычно его можно пилить простой пилой и резать ножом, хотя и встречаются и более твердые разновидности — мраморизованные известняки.
Физико-механические свойства этого камня являются одной из главных причин, в силу, которой известняки до сих пор активно используются в строительстве. Обладая высокой прочностью, устойчивостью к длительному воздействию атмосферных факторов, камень относится к категории пористых материалов. При этом строение и размер пор таково, что отделочный камень, оставаясь паропроницаемым, имеет низкую способность к водопоглошению. В силу присущей этому природному материалу химической инертности, он не вступает в реакцию с большинством веществ, входящих в состав других строительных и отделочных материалов. Все негативные явления, связанные с патологией камня и каменных облицовок, могут возникнуть по причине естественных свойств самого камня (микротрещины, присутствие в породе минералов, неустойчивых к выветриванию и др.) и привносится извне человеком, вследствие небрежности при его обработке, монтаже и эксплуатации. Считается, что камни силикатных пород (граниты, диабазы, габбро, песчаники, кварциты) гораздо долговечнее, чем карбонатные породы. Все это нашло свое выражение в цене этих материалов: известняк гораздо доступнее. А вот по поводу его долговечности хотелось бы возразить наглядными примерами.

Шедевры века
5000 лет возвышаются среди горячих песков мертвой Ливийской пустыни Египетские пирамиды. Они сложены из блоков известняка, добытого в нижнем течении Нила. Подсчитано, что пирамида Хеопса состоит из 2,3 млн. кубических блоков камня (вес каждого более 2 т.) с гладко отшлифованными сторонами. Допустим, для египетских известняков характерна т.н. «правильная трещиноватость», облегчавшая добычу монолитов в виде правильных кубов. Допустим, поразительным было мастерство древних строителей и каменотесов: блоки настолько тщательно пригнаны друг к другу, что в щель между соседними камнями нельзя вставить лезвие ножа! Но еще больше поражает долговечность материала в достаточно агрессивной климатической среде. За сорок семь веков у пирамиды Хеопса оказалась поврежденной лишь вершина, куда во время II мировой войны англичане поместили свой пост противовоздушной обороны.
Античные мастера наряду с белым поросским мрамором активно использовали желтый известняк из окрестностей Афин для скульптурного декора Акрополя. Восемь с половиной веков украшает столицу Франции собор Парижской богоматери, в строительстве, которого было использовано много видов известняка. Фундамент сложен из глыб толщиной до 1 т. Колонны нефа (в поперечнике—1,3 м) выполнены из плитчатого известняка, аркады большой галереи под башнями и скульптуры — из мелкозернистого, а вся лицевая поверхность собора облицована тонкозернистым известняком (фактурная вариативность этого камня довольно широка). Великолепные памятники архитектуры Ренессанса, в которых использовался этот древний строительный материал, сохранились и в нашей стране. Самый яркий пример — площадь Рынок во Львове. Фасады домов XVI века, расположенные на ней, покрыты тесанными, потемневшими от времени плитами известняка, обработанными по способу «бриллиантовой» рустовки. В знаменитом строении под названием «Чорна кам’яниця» (архитектор Петр Красовский) контраст выразительной рустовки с ювелирной тонкостью орнамента портала и фриза первого этажа придает фасаду очень живописный вид. «Чорна кам’яниця» по сплошной рустованной облицовке из известняка перекликается с замечательным творением итальянского Возрождения — дворцом Питти во Флоренции.
Вообще, история архитектуры знает немало примеров, когда колорит архитектурного ансамбля зависел от местных строительных материалов, в том числе и от известняка. Городам Московской Руси было присуще сочетание серовато-белого известняка, из которого возводили церкви, монастыри, крепостные стены и боярские хоромы. В XIV в. деревянные стены Московского Кремля были заменены каменными, сложенными из тучковского и тячковского известняков, а Москва получила наименование «белокаменной». Париж и Лондон обязаны светло-серым цветом своих зданий местным известнякам, а Генуя — залегающему недалеко от нее голубовато-белому мраморизированному известняку.

Экспрессивные химеры
Нельзя обойти молчанием и высокие декоративные качества известняка. Кроме белой и серой окраски встречаются разновидности самых разнообразных оттенков: розовые, палевые, красно-бурые, зеленоватые и даже черные. Своеобразен шрошинский мраморовидный известняк темно-красного цвета с белыми кальцитовыми пятнами. Еще более эффективен красновато-коричневый известняк месторождения Молита с выделениями кальцита причудливой формы. Очертания выделений напоминают контуры озер на топографической карте. Края узоров черные, остальная часть скоплений — розово-белая, как у агата. Крым славится желтовато-розовыми мраморизированными известняками месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чоргунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые краски с вкраплениями светлых раковин моллюсков.
Говоря о декоративных возможностях камня, не будем забывать что это один из древнейших скульптурных материалов. Еще со времен античности известняк успешно применяли для барельефов и скульптур (достаточно вспомнить знаменитые «химеры» на фасаде Нотр-Дам де Пари, выполненные из известняка по рисункам Оноре Домье), а также для изготовления многочисленных деталей архитектурного декора: капителей, порталов, пилястр, декоративных карнизов, оконных наличников, розеток, орнаментальных фризов и т.д.
Современные приемы камнеобработки, направленные на тиражирование декоративных элементов из камня, позволяют заметно упростить этот процесс. Использование в производстве специализированного станочного оборудования обеспечивает высокую точность воспроизведения модели и снижает себестоимость. Но как бы там ни было, во всем мире знатоки отдают предпочтение изделиям, выполненным традиционным способом. Ручная обработка придает резному камню живую, выразительную пластику, в результате рельеф приобретает более тонкую светотеневую моделировку.

Выбор стиля — выбор камня
Сегодня в противовес серийному домостроению все чаще появляются частные дома, построенные по индивидуальным проектам. Именно «штучная» архитектура позволяет, с одной стороны полнее удовлетворить пожелание заказчика, с другой — реализовать творческий потенциал проектировщика. Стремление застройщиков к ярким, нестандартным архитектурным решениям во многом определяет уместность рукотворного фасадного декора, а также садово-парковой скульптуры или архитектуры малых форм из известняка.
Да и вопросы стиля сейчас стали весьма актуальными для хозяев. Например, возвращение стиля модерн в обновленном виде (неомодерн) проявляется не только в активной фасадной и интерьерной пластике, но и в широком использовании природных материалов, в том числе и известняка.
Выбор породы камня для облицовочно-декоративных работ, фактуры его поверхности и размеров облицовочных изделий определяется, прежде всего, архитектурной композицией сооружения. Многовековой опыт зодчих выявил определенные принципы выбора каменной породы и ее обработки. Эти принципы вытекают из архитектоники сооружения, условий работы материала, условий восприятия здания и соображений экономии.
Например, в эпоху Ренессанса были детально разработаны приемы выбора камня и его фактуры в соответствии с архитектоникой несущей стены. Стена членилась по вертикали на ярусы. Облицовка нижнего яруса выражала идею опоры, поэтому для нижних этажей и цоколей применяли наиболее прочные породы — гранит, габбро, лабрадорит. А вот верхние этажи облицовывали менее прочными — известняком, мрамором, доломитом, придавая им более тонкие фактуры.
В настоящее время этот принцип выбора породы камня остается аналогичным при облицовке несущих и несомых элементов зданий.
Такие элементы зданий, как порталы дверей, обрамления окон, карнизы и колонны теперь изготавливать гораздо проще из железобетона с облицовкой тонкими плитками природного камня. По декоративным качествам наибольшие требования предъявляются к колоннам и порталам дверей; по прочностным — к карнизам, базам колонн, ступеням, подвергающимся чаще, чем другие элементы здания воздействию атмосферной влаги и механическим повреждениям. Поэтому известняк, лучше всего использовать для оформления порталов, окон и облицовки стволов колонн.
Известняк — отличный материал для производства стенового камня. Наиболее экономичным для возведения наружных стен являются легкие породы камня с плотностью от 1000 до 1600 кг/м3, обеспечивающие наименьшую массу стены и наилучшее сопротивление ее теплопередаче. Такой идеальной плотностью обладают известняки-ракушечники, добываемые в Крымской, Херсонской и Одесской областях, их плотность 1000-1400 кг/м3.

Чего не любит известняк
Природный камень — самый долговечный строительный материал, но только в том случае, если был правильно сделан первоначальный выбор и предусмотрены негативные факторы, влияющие на его долговечность. Поэтому архитекторам и строителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • При облицовке поверхности отдавать предпочтение открытой облицовке, при которой с каждой стороны плиты оставляют шов 5-6 мм. При таком способе плиты, не имея между собой стыков, не нарушают целостности конструкции при значительном расширении или сжатии в результате термического воздействия.
  • На недопустимость железных креплений в камне, приводящих к его растрескиванию и появлению ржавых пятен на облицовке, указывал еще в XV веке Альберти. Поэтому следует производить тщательное крепление плит к облицовочным конструкциям с использованием деталей крепления только из нержавеющих материалов.
  • Облицовку зданий защищать от попадания воды карнизами, козырьками, водоотводами и другими элементами, предохраняющими от прямых попаданий атмосферных осадков.

Автор выражает благодарность фирмам «Свой дом», Садовый центр
«ДаЛас», «Панна» и «Саватенс Декор» за помощь в подготовив материала